Местоположение Версия для слабовидящих

«Муниципальный район Бакалинский район
Республики Башкортостан»
logo

Муниципальное бюджетное учреждение "Бакалинский районный Дворец культуры муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан имени Нажиба Асанбаева"

Традиционный музыкальный фольклор кряшен.

Кряшены (самоназвание керэшен) – это самобытный тюркский этнос, имеющий собственный язык, орфографию, культуру, историю, исповедующий православие и компактно проживающий на территории Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, а также в Оренбургской, Кировской и Челябинской областях.

До сих пор неизвестно, когда зародилась эта этноконфессиональная группа: по одним данным, кряшены стали появляться при Иване Грозном (жестокий царь, когда добровольно, а когда и принудительно, обращал в православие мусульманское и языческое население), по другим — существовали ещё в VI веке нашей эры. Научная литература располагает различными версиями о происхождении кряшен Башкортостана. По одной версии, их этническим ядром считают казанских татар, крещёных с середины XVI века и переселённых в Уфимскую губернию, на территорию Белебеевского уезда (Кошелев). По другой версии, это казанские татары, принявшие крещение в XVIII веке и переселённые в бассейн реки Сюнь с целью охраны земель между Уфой и Мензелинском. Третьи исследователи относят предков кряшен Башкортостана к ногайско-кыпчакской группе, отмечая их выход из центральных районов Казанского ханства. Всего народность подразделяют на семь этнографических разновидностей: молькеевская, чистопольская, западнопредкамская, елабужская, мензелинская, бакалинская и нагайбакская. Со второй половины 20‑х годов прошлого века само понятие «кряшены» ликвидировали в приказном порядке и присоединили их к татарам. Восстановить справедливость удалось лишь в 2002 году, благодаря настойчивости РНКЦ кряшен Башкортостана и Института этнологии и антропологии Российской академии наук. При проведении переписи кряшены были включены в список народов и национальностей России. Сегодня к данному этносу себя относят 4,5 процента жителей РБ и 15 процентов жителей Бакалинского района.
Бакалинские кряшены компактно проживают в одиннадцати крупных и десяти мелких населённых пунктах района. Здесь создан Республиканский национально-культурный центр кряшен, ведущий активную деятельность уже двадцать два года, действуют музеи и музейные уголки, в которых достойное место занимают экспонаты, представляющие самобытную культуру, быт, обряды, традиции этноса, созданы и успешно работают сельские национально-культурные центры. Ежегодно здесь проводятся республиканского масштаба праздники, куда приглашаются кряшены из соседних областей России. Одним из значимых для культурной и духовной жизни района стал I Межрегиональный Троицкий фестиваль православных фольклорных коллективов Республики Башкортостан и России, который впервые был проведён 28 августа 2013 года по инициативе творческого коллектива Бакалинского РДК и настоятеля Свято-Троицкого храма иерея Владимира Куна. Фестиваль был посвящён 100‑летию храма, которое праздновалось с большим размахом, при участии представителей Нефтекамской епархии, фольклорных коллективов из Шаранского, Чекмагушевского районов, городов Октябрьский, Набережные Челны, села Игэнэ Сармановского района Республики Татарстан. Глубокими корнями в историю района уходит традиция празднования Святой Троицы, которая является для жителей села Бакалы наиболее почитаемым престольным праздником. Издревле праздник отмечался широко, к нему приурочивались знаменитые бакалинские ярмарки, куда съезжались купцы из Уфы, Казани, Мензелинска и Средней Азии.
Обрядовая жанровая система песенной традиции Бакалинских кряшен сохраняется в районе благодаря активной деятельности восемнадцати фольклорных ансамблей. Это народный фольклорный ансамбль кряшен «Сонэкэй» Умировского СДК (руководитель Нина Китова), фольклорный ансамбль «Симет-тау» и детский фольклорный ансамбль «Чэжекэй» Староазмеевского СМФК (руководитель Павел Куптараев), фольклорный ансамбль «Идэш баш» Курчеевского СК (Надежда Пятибратова), ансамбль самобытных народных инструментов «Туганайлар» Новобалыклинского СДК (Наталья Васильева), фольклорный ансамбль «Туганайлар» Новоиликовского СДК (Лида Кириллова), фольклорный ансамбль «Ахманай» Ахмановского СДК (Лариса Петрова), фольклорный ансамбль Утаровского СК «Дуслык» (Юлия Васильцова), ансамбль «Арняшем» Новоматинский СДК (Артем Кудрин) и т. д. Эти коллективы являются непременными участниками праздничных концертов, фестивалей и конкурсов не только в Бакалинском районе, но и за его пределами.
Возьмём, к примеру, народный фольклорный ансамбль кряшен «Сонэкэй» Умировского СДК, руководителем которого является Нина Китова (ранее коллективом руководила заслуженный учитель РБ Светлана Рыцева). Вот уже более 35 лет коллектив радует колоритными выступлениями своих зрителей. О высоком исполнительском мастерстве говорит присуждение ансамблю звания «Народный» (2000). Здесь собрались люди разных профессий, возрастов, всех их объединяет любовь к песне. С первых дней создания коллектива его костяком стали: частушечница Анна Дарьина, сестры Нина Китова и Любовь Рыцева, супруги Светлана и Леонид Васильевы, Надежда и Василий Митрофановы, Алевтина и Борис Рыцевы, Вера и Николай Игушины. Их выступления отличаются высоким уровнем исполнения. Богат и разнообразен репертуар ансамбля: «Олы кон», «Солдатка озату», «Троица», «Туй куренеше», «Озын кой», такмаклар — всё это пели ещё их бабушки и дедушки. Ансамбль «Сонэкэй» — многократный лауреат республиканских, межрегиональных фестивалей и смотров.
Одним из старейших и самобытных коллективов района является фольклорный ансамбль «Туганайлар» села Новобалыклы, который образовался в 70‑е годы прошлого века. Первым руководителем был Николай Ульмасов. За всё время существования ансамбля его репертуар пополнялся новыми кряшенскими произведениями, такими как «Огыла да булытлар», «Туганайлар», «Этий кайты», «Безнег аул урамнары», «Дусларым», «Кызарып та куяшлар чыкан чакта». Особенностью этого коллектива является исполнение кряшенских частушек собственного сочинения. Способностями к сочинительству обладает самая старшая участница, художественный руководитель ансамбля Клара Топоркова (81 год), которая, несмотря на свой возраст, активно участвует во всех мероприятиях, учит молодёжь кряшенским песням. Её сёстры Анна Котусенко и Зинаида Сабирова украшают пение своим виртуозным умением свистеть в свистульки. Раньше заливистым соловьём был их брат Борис Каменев, этот талант передаётся в их семье из поколения в поколение. Также радуют зрителей мелодичные и сильные голоса Раисы Асанбаевой, Аркадия Асанбаева, Саймы Ульмасовой, Ираиды Каменевой, Светланы Юмриной, Тамары Карсаковой, Зои Сидоровой, Ирины Шаяхметовой, Натальи Васильевой.
Уникальный образ ансамбля «Туганайлар» дополняют старинные национальные костюмы, которые достались от матерей и бабушек. Участники коллектива не только поют, но и играют на народных инструментах в шумовом ансамбле «Аулым моннары». Сегодня в его ряды вновь влилась молодёжь: Пётр Каменев, Вячеслав Тузов, Елена Каменева, Рима Чибаркаева. Это значит, что у коллектива есть будущее.